Станислав Притчин: Казахстан оказался в наиболее выигрышной ситуации в ЕАЭС
Дата: 07.03.2025
На данный момент в составе Евразийского экономического союза (ЕАЭС) пять стран — Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Россия, каждая из которых имеет свою выгоду. Заведующая кафедрой менеджмента, технологий бизнеса и устойчивого развития БГТУ, доктор экономических наук Ирина Новикова считает, что одной из главных тем Евразийского экономического союза на сегодняшний день является тема искусственного интеллекта, и ежегодное проведение в Казахстане форума Digital Almaty (в нынешнем году проводился 31 января и 1 февраля — *ред.*) показывает то, чем страна может быть полезной для коллег по интеграционному объединению. Но с другой стороны, важной темой для всех является безопасность данных, которые искусственный интеллект использует, и эта тема также станет ведущей в ходе вышеупомянутого форума. Кроме того, всех сегодня волнует то, как искусственный интеллект и иные факторы помогут России и Беларуси обойти санкции, которые на них были наложены после начала проведения Россией в 2022 году специальной военной операции на Украине.
Более подробно тему прокомментировал заведующий сектором Центральной Азии ИМЭМО РАН Станислав Притчин.
— Очень много доводится слышать о том, что в Евразийском экономическом союзе не все равны. Как Вы считаете, кто сегодня выигрывает, кто проигрывает?
— По состоянию на сегодняшний день Казахстан находится в наиболее выигрышной ситуации в Евразийском экономическом союзе, хотя и то, что проигрывают другие государства-члены, также нельзя, несмотря на санкционное давление в адрес России и Беларуси, благодаря многим производствам, расположенным и здесь.
С одной стороны, географически он наиболее близок к России, что делает его особо привлекательным с точки зрения открытия каких-то счетов, с помощью которых можно вести дела с Европой. Этим активно пользуются и многие компании. После начала СВО большое количество компаний перенесли свой адрес в Казахстан, что позволило сохранить свои рынки.
Кроме того, с учётом того, что Армения, Беларусь и Киргизия являются энергодефицитными, для Казахстана имеется большое поле деятельности с точки зрения продаж своей продукции.
Вместе с тем есть и точки определённого риска. Все были свидетелями того, что в Казахстане три года назад произошло, когда на свободный рынок отправили газомоторное топливо.
— А что Вы можете сказать на предмет сотрудничества Казахстана и России в газовой сфере?
— Газификация севера Казахстана, о которой идёт речь на различных уровнях в течение весьма длительного времени, даст развитие всему Евразийскому союзу.
И в целом, не без поддержки санкций со стороны западных государств, у российского «Газпрома» возник запрос на новый рынок сбыта, который он вполне может найти и уже фактически нашёл в государствах Центральной Азии.
— Какие Вы видите препятствия для сотрудничества в рамках Евразийского союза сегодня?
— В первую очередь угрозы таким государствам, как Казахстан, на тему ухода от санкций субъектами хозяйствования других государств ЕАЭС.
Я полностью согласен с тем, что неоднократно говорилось в СМИ: слабым звеном взаимодействия в ЕАЭС является финансовый сектор.
Финансовые компании всё время ходят по минному полю, любые транзакции являются проблематичными. И вопрос создания механизмов, которые бы не зависели от третьих игроков, до настоящего момента толком не урегулирован.
— Есть ли такие моменты, по которым бы государства ЕАЭС сегодня однозначно могли сказать, что они находятся впереди Европы, и где вклад каждого из государств-членов ЕАЭС в этом, если так можно сказать, соревновании, высок?
— Цифровизация. Уровень цифровизации ЕС куда меньше, чем нашей торговли (данные темы будут обсуждаться на форуме Digital Almaty, проведение которого планируется в южной столице Казахстана 31 января и 1 февраля с участием премьер-министров государств ЕАЭС — *ред.*).
На определённом этапе мы отставали, а потом продвинулись гораздо дальше Европы. И уровень тех же финансовых институтов государств ЕАЭС сегодня очень высок. Чего стоит хотя бы экосистема «Каспий-банка» в Казахстане, которую очень часто сравнивают с экосистемой «Сбера» в России.
— Есть ли моменты, которым ЕАЭС может поучиться у Евросоюза?
— В первую очередь — промышленной кооперации.
Конгломерат предприятий Airbus состоит из страновых подразделений, которые создают немало рабочих мест в каждой из стран, дают немало налогов и т.д.
— Спасибо!
Источник: http://argumenti.ru/interview/2025/03/941449