Каратель из Лондона. Как в Британии судили беглого нациста
Дата: 25.03.2025
Сюжет Всемирная история с Андреем Сидорчиком
Международный трибунал в Нюрнберге, приговор которого отправил на виселицу вождей Третьего Рейха, стал примером сотрудничества СССР и стран Запада в области наказания нацистских преступников.
Акт о военных преступлениях: в обход Палаты лордов
Но начавшаяся затем «Холодная война» если и не прекратила этот процесс полностью, то свела его до минимума. Особенно это касается отношений Лондона и Москвы.
Тем удивительнее случай, произошедший на рубеже XX-XXI веков — в Великобритании перед судом предстал нацистский преступник, творивший свои злодеяния на оккупированной территории СССР в годы Великой Отечественной войны. Причем основой это процесса стали материалы, которые были собраны Комитетом государственной безопасности СССР.
В 1991 году парламент Великобритании принял Акт о военных преступлениях, позволяющий привлекать к ответственности подданных британской короны, сотрудничавших с нацистами в годы Второй Мировой войны.
Речь шла о тех «новых британцах», кто легализовался в стране против войны, и впоследствии был уличен в военных преступлениях. Британские законы не позволяли выдавать их в прежние страны, однако и игнорировать их преступления было невозможно.
Акт принимали тяжело — всего в третий раз в истории Палата общин воспользовалась своим правом утверждать закон вопреки отрицательному решению Палаты лордов.
Список убийц: дедушка известного британского актера оказался карателем
В годы перестройки на фоне потепления отношений между СССР и Великобританией советские правоохранительные органы передали Лондону сведения о 96 военных преступниках, которые, по информации Москвы, могли скрываться в пределах британской юрисдикции.
Анализ материалов британцами был весьма неспешным. Настолько, что до непосредственного предъявления обвинений дело дошло только в двух случаях. Первым был бывший офицер шуцманшафта Семен Серафинович, обвинявшийся в личном участии в расстреле евреев. Обвиняемый оказался родным дедушкой известного британского актера Питера Серафиновича, и под суд не попал — в 1997 году врачи признали его участие в судебном процессе невозможным по состоянию здоровья, а вскоре он скончался.
А вот второй фигурант обладал куда более крепким здоровьем.
Молодой антисемит
Андрей Савонюк родился под Брестом в 1921 году, в тот момент, когда белорусские земли находились под контролем Польши. Когда в 1939 году Западная Белоруссия вернулась в состав СССР, 18-летний парень относился к тому меньшинству, которое большого восторга от этого не испытывало. Савонюк вырос в бедной семье и полагал, что причиной его невзгод являются зажиточные евреи.
Со своими антисемитскими взглядами Савонюк пришелся весьма кстати гитлеровцам, вторгшимся в пределы СССР в июне 1941 года. Его включили в состав вспомогательной полиции из числа местных жителей, и он принялся делать карьеру, проявляя звериную жестокость по отношению к евреям и другим «неблагонадежным элементам». Савонюку нравилось пытать людей перед казнью, и этим он поражал даже немцев.
Из СС — в армию Андерса
Партизаны несколько раз пытались ликвидировать карателя, но ему всякий раз удавалось ускользнуть. А когда летом 1944 года Красная Армия начала операцию «Багратион», Савонюк двинулся на Запад вместе с немцами.
Он успел послужить в частях СС, в том числе в дивизии «Галичина», но когда понял, что война близится к концу, дезертировал и переметнулся к союзникам. Савонюк вступил в польскую армию Андерса, указав, что родился на землях, принадлежавших Польше, и сам себя считает поляком.
Он оказался в числе тех польских военных, кого в 1945 году перевезли в Великобританию. Годом позже ему официально разрешили жить и работать на Туманном Альбионе. От своего имени он тоже избавился, оставив лишь первую букву — был Андреем, стал Антоном, или Энтони.
КГБ идет по следу
Савонюк работал сначала уборщиком в больнице, затем контролером на железной дороге, и был убежден, что с прошлым расстался навсегда. Между тем, в СССР сотрудники спецслужб установили, что уроженец поселка Домачево Брестской области Андрей Савонюк был участником убийств мирного населения. Свидетельских показаний собрали более чем достаточно. Но установить его местонахождение поначалу не удавалось.
Но в 1959 году в Домачево пришла посылка из Великобритании, адресованная брату Андрея Савонюка. Так стало ясно, где скрывается преступник.
Никаких возможностей достать его в ту пору не было, но в КГБ продолжали собирать информацию. В досье советских спецслужб говорилось, что в начале 1980-х Савонюк был жив и проживал в Лондоне.
Когда британцы взялись за дело, карателя едва не спасло разночтение в документах. Досье, переданное из СССР, содержало «v» в фамилии, и такого человека в Великобритании не нашли. Зато был Савонюк с «w» в английском написании.
Обыск в его квартире, проведенный британскими следователями, позволил обнаружить даже документы, заботливо сохраненные хозяином — сомнений, что речь идет о том самом человеке, не осталось.
«Отвратительный мерзавец»
Нужно отдать должное британцам: сочтя материалы КГБ недостаточными для судебных разбирательств в Лондоне, они объехали несколько стран, допрашивая свидетелей злодеяний Савонюка. Некоторые из них впоследствии повторили свои показания уже непосредственно в Британии во время слушаний дела.
Андрей-Энтони все отрицал, называя свидетелей, приехавших из его родного Домачево, «нанятыми актерами». Однако людей это не смутило. Они подробно рассказывали о том, как «Андрюша» пытал и убивал женщин, стариков и детей.
В июне 1999 года суд Лондона приговорил Андрея Савонюка к двум пожизненным заключениям.
Лорд Гревилль Джэннер, подводя итоги процесса, сказал: «Савонюк — отвратительный мерзавец, нацистский убийца, который не может быть помилован ни при каких обстоятельствах».
Помилования не случилось — в 2005 году каратель скончался в британской тюрьме Норидж. Савонюк так и остался единственным нацистом из советского списка, осужденным британцами. Но и за это нужно сказать «спасибо» тем, кто не дал убийце закончить свои дни в собственной постели.
Источник: https://aif.ru/society/history/karatel-iz-londona-kak-v-britanii-sudili-beglogo-nacista