Яна Шустерман: «Одежда – это часть культурного кода вашей личности»
Дата: 07.10.2025
Яна Шустерман для меня создание одежды — это образ жизни
Мода — увеличительное стекло нашей эпохи. Традиции, идеалы, обычаи, образ жизни — всё это находит своё воплощение в одежде и в модных тенденциях. Какие социальные явления сегодняшнего времени формируют моду и как в реалиях санкций развивается эта индустрия, «Аргументам недели» рассказала популярный дизайнер-модельер Яна Шустерман. Кстати, среди молодых дизайнеров модные критики называют её одной из самых перспективных и креативных специалистов. А её компетенции и наряды на престижные премии и важные события надевают российские знаменитости и голливудские дивы. Есть в её «копилке достижений» и престижные награды. Впрочем, обо всём по порядку…
На фото дизайнер Яна Шустерман.
— Яна, сегодня вы входите в топ российских дизайнеров, которые дерзко и успешно штурмуют модную индустрию…
— Мне приятно, что мою работу высоко оценили стилисты и модные критики. Для меня создание одежды — это не просто работа, а образ жизни. Честно говоря, не представляю себя вне этой профессии. Уже в детстве я любила создавать одежду. Дома были порезаны шторы, какие-то костюмы. Я постоянно что-то придумывала креативное. Естественно, я делала наряды куклам Барби, рисовала эскизы совсем маленькой. В девятом классе произошёл момент, с которого я сделала шаг, который позднее сделал дизайн моей профессией. Мама моего одноклассника была дизайнером детской одежды. Она участвовала в модных показах. И мы как-то пришли к ней в мастерскую. На мне были джинсы, которые я сделала сама. Когда она об этом узнала, предложила вместе с её сыном сделать коллекцию. Макс был моим одноклассником, и мы совместно сделали первую коллекцию. Он — для мальчиков, а я — для девочек. С этими работами мы даже приняли участие в конкурсе. Кстати, я объездила множество конкурсов молодых дизайнеров. И везде занимала призовые места.
Полина Диброва.
— А что поспособствовало созданию вашего собственного бренда?
— На самом деле не всегда всё легко получалось. Когда я училась в Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна, был период, когда я была в отчаянии. Случился творческий кризис. Я была в сомнениях: правильно ли я выбрала профессию? Я даже была в списках на отчисление. Но мои педагоги буквально заставили меня сделать коллекцию, которая в итоге была представлена в Нью-Йорке на конкурсе молодых дизайнеров. И с ней я там заняла первое место. Эта поездка меня вдохновила на то, что никогда не нужно сдаваться и важно продолжать свою деятельность. У меня был однокурсник — талантливый дизайнер, художник Максим Соколов. Тогда он делал костюмы для Евгения Плющенко. И я пошла к нему работать. Он меня научил очень многому. Создавать сценические костюмы весьма непросто. Ведь там важен не только эффектный образ, но и функциональность. Важно, чтобы артисту было комфортно выполнять сложные элементы. И при этом все декоративные элементы и швы должны быть прочными. Мне было интересно, поэтому я буквально ночевала на рабочем месте. Появилось много полезных знакомств, тот самый опыт, а также желание сделать собственный бренд. Сегодня я часто вижу творения уже своего собственного бренда на знаменитостях.
Блогер Анна Покров.
— Ваши коллеги редко любят работать с артистами, поскольку знаменитости капризны…
— Мне пока везло. Каждый раз с удовольствием общаюсь и работаю с актрисой Викторией Масловой, Мирославой Карпович. Мне нравится, как мои наряды выглядят на певицах Максим, Ольге Бузовой, Кате из группы IOWA, Яне Кошкиной, Полине Дибровой. Частенько с телепроекта «Модный приговор» покупают нашу одежду. Западные звёзды тоже носят — но зачастую наши вещи попадают к ним через агентства и партнёров.
— Говорят, что вы получили предложение о сотрудничестве от голливудской дивы Ким Кардашьян?
— Да. Посмотрим, что из этого выйдет.
— Есть планы по участию в модных показах в других странах?
— Конечно. Зовут регулярно и в США, и в Милан. Недавно писало американское агентство Flyingsolo — приглашали на дни моды в Милан, LuxLife номинировала в шорт-лист лучших локальных брендов. Но мы понимаем, что если представлять нашу Родину за рубежом, да ещё и в такое время, надо это делать по высшему разряду. Поэтому не торопимся, пока работаем над коллекциями с русской тематикой.
Актриса Виктория Маслова.
— Правильно вас поняла — вы готовите коллекцию с выраженным русским культурным кодом?
— Да. Всерьёз изучаю историю русского костюма, традиции, элементы народного творчества. Я обожаю нашу необъятную Родину. Недавно были на Байкале — не передаваемые ощущения! Привезла оттуда столько эмоций и мыслей, что на три коллекции хватит. (Смеётся.) А если серьёзно — хочу, чтобы наш дизайн был пропитан местом, где выросли я и мои предки.
— Вы когда-нибудь сталкивались с воровством идей ваших коллекций? Как вы защищаете свои работы от пиратства?
— Я периодически встречаю модели, поразительно похожие на наши. Но одежда — такая сфера, где доказать плагиат практически невозможно. «Адидас» превратили в «Абибас» — и всё. Один элемент поменяли в модели — и уже не докажешь, что это плагиат. Но я сейчас работаю с командой юристов, которые защищают мои авторские права. Есть уникальные разработки, которые скоро буду презентовать. Поэтому хочу себя обезопасить.
— Наверняка вы постоянно изучаете тренды в модной индустрии. Какой из них вас впечатлил больше всего?
— Мужчины теряют свою мужественность, и это проявляется на подиумах. Мужские образы становятся менее маскулинными. Это проявляется в тканях, фасонах. Что же касается женщин… лично мне не нравится, когда они буквально упаковывают себя в мешковатую одежду. Худи, конечно, удобно, но если добавить туда правильные детали, даже в нём можно выглядеть женственно и стильно.
— Быть стильным и быть модным — одно и то же?
— Стиль — это врождённое чувство, которое раскрывается нередко благодаря среде, в которой человек воспитывается. Так что не обладающий вкусом стиля человек может надеть на себя дорогой дизайнерский наряд и будет в нём выглядеть неорганично. Он не сможет его правильно продемонстрировать. Уметь держать марку дано не всем. Это порода!
Актриса Мирослава Карпович.
— Ваши коллеги жалуются, что из-за санкций они испытывают проблемы с закупками тканей и фурнитуры. Как вы справляетесь с этими сложностями?
— С самими закупками проблем нет, а вот с ценами есть. Но я далека от финансово-хозяйственной деятельности. Операционной и стратегической частью моего бренда занимается Бюзанд — мой партнёр.
— Мода — это увеличительное стекло того, что происходит в социуме. На ваш взгляд, какая проблема в социальной сфере сегодня стоит наиболее остро и что мода нам пытается сказать?
— К сожалению, сейчас гармония и искусство приносятся в жертву хайпу и пиару. И мы это часто видим на красных дорожках престижных премий, посвящённых культуре. Молодое поколение — это всегда про бунтарство и вызов обществу. Но сейчас многое стало совсем без тормозов! Исчезают грани морали, и во всём приходит эра фаст-фуда. Причём даже в личных отношениях. Мы вошли в эру интернета и одного клика… можно всё получить здесь и сейчас. К сожалению, очень часто от этого страдает качество. Теряется эксклюзивность. Но не в случае моего бренда. Для меня качество всегда будет в приоритете. И это мой осознанный выбор!
Источник: http://argumenti.ru/interview/2025/10/969641